При выборе помещения под будущий магазин и планировании его планировки следует учесть специализацию будущего магазина и особенности целевой аудитории (демографические и психографические характеристики). Чем проще и функциональнее будет расположено торговое оборудование, тем выше будет его эффективность, потому что чем комфортнее и удобнее потребителю будет в магазине, тем больше времени он там проведет и больше покупок сделает.
Планировка торгового помещения может быть:
· Линейной («решетка»);
· Боксовой («петля»);
· Выставочной;
· Произвольной.
Линейная планировка
Планировка по данному принципу предусматривает линейное размещение прилавков и стеллажей, разделенных проходами. Так организовано большинство продовольственных магазинов. Плюсами такой расстановки являются эффективное использование торговых площадей и хороший обзор зала. Но однообразие стеллажей и прилавков, выстроенных в одну линию, быстро утомляет посетителя. Оживить восприятие покупателя можно, используя оборудование разной конфигурации (по высоте, форме и внешнему виду).
Важно выбрать оптимальную ширину проходов (для прохода двух покупателей с тележками требуется до 2 м площади). Правда, слишком широкие проходы съедают много площади, а покупатели осматривают лишь тот товар, который размещен на ближайшем к ним стеллаже.
Боксовая планировка
При боксовой планировке торговый зал разбивается на секции, отделенные друг от друга. Они расположены таким образом, чтобы покупатель мог пройти по торговому залу, только обойдя все секции и ознакомившись с ассортиментом. Использование такой планировки торговой площади способствует росту импульсивных покупок. По этому принципу организованы, например, магазины IKEA.
Выставочная планировка
Выставочная планировка совмещает витрины, размещенные вдоль стен, и торговое оборудование, расположенное произвольно. Островное торговое оборудование обеспечивает привлечение внимания и свободный доступ к любому товару. Такая планировка традиционно используется в магазинах обуви, декора для дома, светильников, подарков и др.
Произвольная планировка
Этот тип планировки используется в магазинах небольшой площади, где поток покупателей небольшой. Он позволяет проявить фантазию в проектировании нестандартного торгового оборудования за счет чего, правда, увеличивается стоимость проекта.
Правило «золотого треугольника»
При планировании торгового пространства часто используется правило «золотого треугольника». Вершинами треугольника являются зоны входа, расположения витрин с самым продаваемым товаром и касса. Чем больше пространства оказывается внутри треугольника, тем выше вероятность спонтанных покупок товаров покупателем. Например, товары повседневного спроса размещают дальше всего от входа в магазин, мелкие товары сопутствующего спроса на кассах, товары, объем продаж которых необходимо увеличить, по ходу движения покупателя к товарам повседневного спроса.
Определение эффективности планировки
Определить эффективность планировки площадей можно с помощью формулы расчета коэффициента установочной площади (Ку):
Ку = площадь оборудования / общая площадь торгового зала
Для магазинов, использующих прилавки, под площадью оборудования понимается сумма площадей самих прилавков и проходов между прилавками. Оптимальная величина Ку должна быть в диапазоне 0,25 - 0,35. При коэффициенте ниже 0,25 магазин можеть выглядеть слишком пустым, и посетителям в нем может быть не уютно. Если полученный коэффициент превышает 0,35, то, скорее всего, торговый зал перегружен оборудованием.