09.10.2007
Нарастание конкуренции между POS-системами
Несмотря на относительную новизну использования POS - материалов
даже на российском рынке становится заметным перенасыщение торговых площадей
этими сооружениями, а также некий застой в применении этих средств. Если повнимательнее
присмотреться к существующему ассортименту, то станет заметным, что есть отличия
в дизайне (форма, цвет), в выкладке продукции. В общем-то все одно и то же.
Прорыва нет, и явно ощущается, наряду с конкуренцией между брендами, происходит
нарастание конкуренции между POS-системами.
Здесь уместно вспомнить бизнес-стратегии Голубых и Алых океанов, которые
появились в мировой практике, как раз тогда, когда конкуренция в разных отраслях
достигла предела, и возникла потребность в качественно новых решениях. Цвет
в данном случае обозначает два разных подхода. Алый - это символ непримиримой,
острой конкуренции, а голубой - снижение напряженности противостояния, уход
от конфликтов за счет создания уникальных продуктов. Кстати, определенная
цветистость терминологии объясняется восточным происхождением, автора теории
- Чом Ким - который по национальности кореец.
Алые океаны - это традиционная стратегия ведения бизнеса - фронтальная конкуренция
лоб в лоб на всех уровнях - на ценовом, рекламном и т.д. Основным недостатком
здесь является, то что рано или поздно конкурент начинает копировать ваши
достижения, достоинства, вынуждая вас постоянно придумывать что-то новое,
что влечет за собой, в частности, увеличение расходов. Эта схема распространяется
на все сферы бизнеса, в том числе на отрасль POS-материалов.
Одна из основных составляющих стратегии Голубых Океанов - это снижение уровня
конкуренции за счет создания продуктов с уникальными потребительскими свойствами.
Один из примеров косметического ассортимента - это гигиеническая помада с
эффектом блеска, т.е. концепция "2 в 1".
Применительно к POS - материалам эта теория имеет также ряд эффективных решений,
ведь кроме ухода от конфликта, теория еще предполагает создание комфортных
условий, повышения удобства и, в частности, шоппинга. Например, это может
быть наделение традиционного POS - сооружения какими-либо дополнительными
функциональными свойствами. Как я уже говорил, торговые площади все более
загромождаются разного рода дисплеями, среди которых уже немудрено просто
заблудиться. Одно из решений выглядит так - на входе в торговый зал размещается
брендированный портал, имеющий систему навигации. И покупатель может при помощи
нажатия кнопки, включить световой сигнал, установленный на стеллаже с нужным
продуктом, что помогает сократить время поиска. В данном случае возможны различные
варианты, например, портал будет оснащен картой схемой данного торгового зала,
что поможет посетителю еще лучше сориентироваться и т.д. Подобная система
беспроводная, работает через блю-туз, а это значит отсутствие проводов, т.е.
решение многих электромонтажных сложностей.
Такая конструкция - вещь достаточно дорогостоящая, но здесь есть свои преимущества.
Это, во-первых, экономия времени потребителя; во-вторых, удобство для ритейлера,
поскольку у него стоит не очередной шкаф с продукцией, а по сути интерактивная
система навигации, а в третьих для самого рекламодателя, поскольку эта система
может выделять не только его продукцию, но и иметь возможность выделять продукцию
неконкурирующих брендов.; возможна коллективная эксплуатация подобного портала
двумя и более партнерскими брендами и соответственно, его окупаемость для
заказчика.
Перед производителем всегда стоит вопрос, как выделить свой
продукт на фоне себе подобных. Еще совсем недавно для этого было достаточно
использования просто POS-изделия как такового. Но теперь даже в POS-материалах
необходимы более разнообразные коммуникативные свойства, чтобы выделиться
в общей массе. Есть такой термин "Вау!"-эффект. Несмотря на такое забавное
название, данный прием имеет достаточно серьезные последствия. В случае грамотного
использования продажи могут вырасти вдвое. Такой результат можно получить,
создав у покупателя дополнительные, положительные эмоции, связанные с тем
или иным продуктом, а также с его приобретением. Надо сделать так, чтобы человек
уважал себя за совершенную покупку, так как это будет нечто особенное, что
сможет приобщить его к некоему кругу избранных. Мы, в нашей компании, D&D,
много думаем об этом. Например, для моно-продукта, новики сезона от известного
селективного бренда, будет создан мини-дисплей с подсветкой, стилизованный
под подиум для ювелирных украшений. Пусть наш клиент, покупатель испытает
восторг от самого процесса покупки, почувствует себя принцессой или Джеймс
Бондом, когда интерактивный дисплей раскроется у него перед глазами, и сработает
динамическая подсветка.
Особую актуальность сегодня приобретает ароматизация, которая все более активно
используется, в том числе в POS-материалах. Известно, что ольфакторное воздействие
одно из самых сильных, а значит способно заметно расширить уровень восприятия
той продукции, где запахи имеют особое значение. Этот технически освоенный
прием имеет различные по площади варианты воздействия - от 1 кв.м до десятков.
При определенных условиях, им можно заменить обычно применяемые на практике
бумажные блоттеры для знакомства с новыми парфюмерными ароматами. А POS-материалы
с ольфакторными свойствами будут действительно уникальными, особенно, если
это будет дополнено работой LCD-мониторов. Принцип действия этой системы-
на появление потребителя реагирует датчик движения, который в свою очередь
запускает систему впрыска в воздух аэрозоля с ароматизатором. Хотя следует
признать, что в обращении с эффектами нужна особая деликатность, т.к. разные
запахи могут вызывать у разных людей самые противоположные реакции.
Все приведенные выше примеры уже имеют практическое применение и доказали
экономическую целесообразность. А, возвращаясь к стратегии Голубых океанов,
добавлю, что одним из главных условий здесь является необходимость "Мыслить
не как все", которую мы реализуем с нашими коллегами.
Игнат Лемешко, коммерческий директор компании Design&Development
(Россия), имеет опыт работы с Estee Lauder, Dior, Sally Hansen, Калина.
Журнал "КОСМЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК"
Возврат к списку новостей |
|
|