09.10.2007 
  			Нарастание конкуренции между POS-системами
  
				
			Несмотря на относительную новизну использования POS - материалов 
    даже на российском рынке становится заметным перенасыщение торговых площадей 
    этими сооружениями, а также некий застой в применении этих средств. Если повнимательнее 
    присмотреться к существующему ассортименту, то станет заметным, что есть отличия 
    в дизайне (форма, цвет), в выкладке продукции. В общем-то все одно и то же. 
    Прорыва нет, и явно ощущается, наряду с конкуренцией между брендами, происходит 
    нарастание конкуренции между POS-системами. 
  Здесь уместно вспомнить бизнес-стратегии Голубых и Алых океанов, которые 
    появились в мировой практике, как раз тогда, когда конкуренция в разных отраслях 
    достигла предела, и возникла потребность в качественно новых решениях. Цвет 
    в данном случае обозначает два разных подхода. Алый - это символ непримиримой, 
    острой конкуренции, а голубой - снижение напряженности противостояния, уход 
    от конфликтов за счет создания уникальных продуктов. Кстати, определенная 
    цветистость терминологии объясняется восточным происхождением, автора теории 
    - Чом Ким - который по национальности кореец.  
  Алые океаны - это традиционная стратегия ведения бизнеса - фронтальная конкуренция 
    лоб в лоб на всех уровнях - на ценовом, рекламном и т.д. Основным недостатком 
    здесь является, то что рано или поздно конкурент начинает копировать ваши 
    достижения, достоинства, вынуждая вас постоянно придумывать что-то новое, 
    что влечет за собой, в частности, увеличение расходов. Эта схема распространяется 
    на все сферы бизнеса, в том числе на отрасль POS-материалов. 
  Одна из основных составляющих стратегии Голубых Океанов - это снижение уровня 
    конкуренции за счет создания продуктов с уникальными потребительскими свойствами. 
    Один из примеров косметического ассортимента - это гигиеническая помада с 
    эффектом блеска, т.е. концепция "2 в 1".  
  Применительно к POS - материалам эта теория имеет также ряд эффективных решений, 
    ведь кроме ухода от конфликта, теория еще предполагает создание комфортных 
    условий, повышения удобства и, в частности, шоппинга. Например, это может 
    быть наделение традиционного POS - сооружения какими-либо дополнительными 
    функциональными свойствами. Как я уже говорил, торговые площади все более 
    загромождаются разного рода дисплеями, среди которых уже немудрено просто 
    заблудиться. Одно из решений выглядит так - на входе в торговый зал размещается 
    брендированный портал, имеющий систему навигации. И покупатель может при помощи 
    нажатия кнопки, включить световой сигнал, установленный на стеллаже с нужным 
    продуктом, что помогает сократить время поиска. В данном случае возможны различные 
    варианты, например, портал будет оснащен картой схемой данного торгового зала, 
    что поможет посетителю еще лучше сориентироваться и т.д. Подобная система 
    беспроводная, работает через блю-туз, а это значит отсутствие проводов, т.е. 
    решение многих электромонтажных сложностей. 
  Такая конструкция - вещь достаточно дорогостоящая, но здесь есть свои преимущества. 
    Это, во-первых, экономия времени потребителя; во-вторых, удобство для ритейлера, 
    поскольку у него стоит не очередной шкаф с продукцией, а по сути интерактивная 
    система навигации, а в третьих для самого рекламодателя, поскольку эта система 
    может выделять не только его продукцию, но и иметь возможность выделять продукцию 
    неконкурирующих брендов.; возможна коллективная эксплуатация подобного портала 
    двумя и более партнерскими брендами и соответственно, его окупаемость для 
    заказчика. 
  Перед производителем всегда стоит вопрос, как выделить свой 
    продукт на фоне себе подобных. Еще совсем недавно для этого было достаточно 
    использования просто POS-изделия как такового. Но теперь даже в POS-материалах 
    необходимы более разнообразные коммуникативные свойства, чтобы выделиться 
    в общей массе. Есть такой термин "Вау!"-эффект. Несмотря на такое забавное 
    название, данный прием имеет достаточно серьезные последствия. В случае грамотного 
    использования продажи могут вырасти вдвое. Такой результат можно получить, 
    создав у покупателя дополнительные, положительные эмоции, связанные с тем 
    или иным продуктом, а также с его приобретением. Надо сделать так, чтобы человек 
    уважал себя за совершенную покупку, так как это будет нечто особенное, что 
    сможет приобщить его к некоему кругу избранных. Мы, в нашей компании, D&D, 
    много думаем об этом. Например, для моно-продукта, новики сезона от известного 
    селективного бренда, будет создан мини-дисплей с подсветкой, стилизованный 
    под подиум для ювелирных украшений. Пусть наш клиент, покупатель испытает 
    восторг от самого процесса покупки, почувствует себя принцессой или Джеймс 
    Бондом, когда интерактивный дисплей раскроется у него перед глазами, и сработает 
    динамическая подсветка. 
  Особую актуальность сегодня приобретает ароматизация, которая все более активно 
    используется, в том числе в POS-материалах. Известно, что ольфакторное воздействие 
    одно из самых сильных, а значит способно заметно расширить уровень восприятия 
    той продукции, где запахи имеют особое значение. Этот технически освоенный 
    прием имеет различные по площади варианты воздействия - от 1 кв.м до десятков. 
    При определенных условиях, им можно заменить обычно применяемые на практике 
    бумажные блоттеры для знакомства с новыми парфюмерными ароматами. А POS-материалы 
    с ольфакторными свойствами будут действительно уникальными, особенно, если 
    это будет дополнено работой LCD-мониторов. Принцип действия этой системы- 
    на появление потребителя реагирует датчик движения, который в свою очередь 
    запускает систему впрыска в воздух аэрозоля с ароматизатором. Хотя следует 
    признать, что в обращении с эффектами нужна особая деликатность, т.к. разные 
    запахи могут вызывать у разных людей самые противоположные реакции. 
  Все приведенные выше примеры уже имеют практическое применение и доказали 
    экономическую целесообразность. А, возвращаясь к стратегии Голубых океанов, 
    добавлю, что одним из главных условий здесь является необходимость "Мыслить 
    не как все", которую мы реализуем с нашими коллегами. 
  Игнат Лемешко, коммерческий директор компании Design&Development 
    (Россия), имеет опыт работы с Estee Lauder, Dior, Sally Hansen, Калина. 
    Журнал "КОСМЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК" 
			Возврат к списку новостей                                                | 
          | 
        
         
        
         
  
              
 
                
 
         |